Интервью Дарьи Ильичёвой

У меня в гостях не просто репетитор, это руководитель нескольких репетиторских центров в Подмосковье и автор колонки на портале Newtonew. Уверена, вы читали ее провокационные статьи. Это Дарья Ильичёва — неординарный преподаватель и активный педагог. С Дарьей мы поговорили о системе современного образования и профессию репетитора в ней, о ее карьере и многогранном опыте. Читаем и вдохновляемся!

  1. Дарья, вы получили два высших образования, одно из них юридическое, — и стали репетитором. Почему вы выбрали педагогическую профессию вместо высокооплачиваемой юриспруденции?

Всегда вызывают некоторое недоумение вопросы про высокооплачиваемость.  Мои ученики любят  спрашивать о подобном. Считаю, что высоко- или низкооплачиваемым может быть труд конкретного работника, а не профессия в целом. Есть юристы, зарабатывающие мало, есть педагоги, зарабатывающие много.

Что касается слова «выбор», то я не выбирала между педагогикой и юриспруденцией. У меня есть юридический стаж, но в моей текущей деятельности совмещены две области. Даже в базовом курсе подготовки к ЕГЭ по обществознанию я делаю акцент на преподавании отдельных отраслей права. Среди моих учеников достаточно много тех, кто в будущем видит себя юристом. Но даже совершенно далеким от выбора юриспруденции ребятам интересны правовые вопросы – обсуждение всегда бурное.

Сейчас я готовлю к запуску проект, который тесно связан и с образованием, и с юриспруденцией. Сохраню интригу до официального открытия, но в рамках проекта точно получилось добиться сочетания моих профессиональных интересов.

  1. Ваш профессиональный путь неразрывно связан с преподаванием – с 19-ти лет вы ведете групповые и индивидуальные занятия по подготовке выпускников в двух городах Подмосковья. Поделитесь, что сподвигло вас открыть курсы для подготовки к экзаменам?

Лет с 13 стремилась в юриспруденцию, мне всегда прочили карьеру адвоката или прокурора. Никто из членов моей семьи не видел меня в преподавании. Даже я себя в этой области не видела.

Я только недавно осознала, что адвокатура привлекала меня прежде всего как поле для демонстрации ораторских способностей. Я человек трибуны, человек аудитории, мне нравится «толкать речи», а потому в преподавание затянуло само собой.

Первые годы репетиторства были для меня просто интересной подработкой, я занималась с учениками только индивидуально. Но с опытом захотелось выхода на широкую аудиторию – это и сподвигло масштабироваться, думать над профессиональной стратегией, обустраивать офис. Больше всего мне нравится работать с группами. Даже планирую найти себе партнера, на которого смогу возложить проведение семинаров.  Получится почти университетская модель.

  1. Вы пишете открытые и честные статьи на образовательном портале Newtonew. Расскажите, как вам удалось стать внештатным автором собственной колонки в Newtonew?

Где-то год назад я решила написать рассказ о себе и своём отношении к профессии для странички на личном сайте. Стандартное резюме у меня было, а потому хотелось чего-то более лексически приятного и интересного.

Из одного поста вырос другой, затем третий, потом мне захотелось написать об интересных мне вещах, но уже за пределами профессии. Так появился блог. Некоторые записи из блога публиковали в издании «Мел».

Мои материалы нравились редакции. Самой популярной, на мой взгляд, оказалась статья «Дети и чернила» – свод советов для родителей, чьи дети просят о татуировке. У меня своих татуировок много, хотя профессия, казалось бы, иметь их не позволяет. После публикации статьи многие читатели находили меня в социальных сетях, задавали вопросы, просили совета. Это мотивировало писать дальше.

Однажды я связалась с главным редактором Newtonew и просто предложила свой материал для публикации. Мы сработались. Теперь у меня есть что-то типа рабочего плана — 3-4 статьи в месяц. Одна из целей на 2018 год – профессиональный рост в области публицистики. Я много пишу и редактирую, читаю профессиональную литературу, все больше осознаю силу письменного слова.

  1. У вас очень интересный взгляд на саму профессию репетитора. Признаюсь, читая статью «Репетитор – это предприниматель, а не учитель», восхищаюсь вашим подходом к репетиторству. Как вы считаете, есть ли место репетитору в современной системе образования? Насколько репетитор вписывается в систему либо он против нее?

Однозначно репетитор есть в системе современного образования.  Это не вопрос о моей позиции, не вопрос о позиции министра образования, это вообще не плоскость мнений – это констатация факта.  В законе, конечно, ни слова о репетиторах, но разве они от этого исчезают как социальное явление?

Суха теория, друг мой, но зеленеет жизни древо.  И даже без законодательной регламентации репетиторский рынок растет, становясь с каждым годом все более многообразным  и масштабным. Это именно рынок. Репетиторы оказывают платные образовательные услуги, и никак иначе эту деятельность не назовешь.  Недавно были предприняты попытки законодательно регламентировать репетиторскую деятельность, но это инициатива со стороны налоговых органов.  «Официальное» образование пока закрывает глаза, и, думаю, ситуация еще очень долго не изменится.

Есть позиция, что распространение профессии репетитора – признак несостоятельности государственного образования. Мол, раз идут к репетиторам, то плохо работают школьные учителя. Позиция, казалось бы, логичная, но, на мой взгляд, не совсем верная. Востребованность репетиторов – показатель того, что образование требует свободы выбора.

Мы почему-то постоянно упускаем из вида множество субъективных факторов, влияющих на симпатию к преподавателю. Кто-то любит строгих, кто-то — мягких. Кому-то комфортнее с лицами того же пола, кому-то наоборот. У одного специальные образовательные цели (олимпиады или ДВИ), у второго — просто желание получить персональный подход, третий хочет учиться у экономиста, биолога или другого практика. Школа не может удовлетворить все эти потребности по объективным причинам. Тот факт, что кто-то посещает репетитора, вовсе не дискредитирует официальное образование.

Репетиторы – свидетельство гуманизации учебного процесса. И, безусловно, репетитор важный элемент в современном российском образовании. Остается только ждать всесторонней законодательной регламентации репетиторской деятельности.

  1. Многие наши коллеги-репетиторы совмещают работу в школе и доп.заработок частными уроками. К сожалению, это тяжелая действительность. Как вы относитесь к таким репетиторам? И часто ли вы слышите от коллег выпады в свою сторону относительно профессии и заработка репетитора? (Из статьи репетитор-предприниматель – читала комменты)

Буду держать нейтральный тон повествования. Ничего плохого в совмещении школы и частной практики не вижу. Лишь бы обязанности по трудовому договору и обязанности репетитора исполнялись в равной степени добросовестно.

Что касается второй части вопроса, то напрямую свое недовольство до меня никто не доводит. В комментариях под статьями иногда выступают — я даже реагировала поначалу — но сейчас не обращаю внимания. Интереснее другое. Когда какой-то школьный учитель узнает, что ребята из его класса ходят к одному репетитору (а иногда у меня по 7-8 одноклассников), то появляются негативные комментарии в мой адрес. Ребята об этих высказываниях иногда сообщают.

Отношусь к подобным выпадам с нескрываемой иронией, потому что претензии школьного учителя на статус единственного источника информации в эпоху интернета и рыночной экономики просто несостоятельны.

  1. Дарья, у вас есть опыт в организации образовательных мероприятий, конференций, дважды вы были координатором образовательной программы Всероссийского форума «Селигер». Что вам дает участие в организации подобных мероприятий? Какие цели вы преследуете, участвуя в них?

Участие в организации таких мероприятий дает опыт. Как бы банально эта фраза не звучала, именно она отражает мое отношение. Я убеждена, что без постоянного обновления собственных представлений об обществе нельзя хорошо преподавать гуманитарные дисциплины. Я боюсь «замкнуться» в своих предметах.

Мне кажется, что отсутствие не связанных с педагогикой источников профессионального опыта – это существенный недостаток некоторых учителей. Потому мне близок образ, характерный, скорее, для университетского преподавателя. Но я работаю только со старшеклассниками, и понимаю, что работа с детьми младшего возраста требует другого подхода.

  1. Поделитесь секретом, откуда у вас столько сил на реализацию всех планов и идей? Что вас вдохновляет и движет вами в профессии?

Сил у меня много из-за возраста, отсутствия особых бытовых обременений и темперамента. Но при этом у меня огромная нагрузка по работе. Потому что в ситуации начальства над самим собой ты лишен выходных. Мыслями ты почти всегда работаешь.

Учусь полноценно отдыхать. Иногда специально освобождаю дня три подряд и очень долго играю на PlayStation4 – для меня игры самый действенный релаксант.

Для поддержания ежедневной работоспособности использую физические нагрузки. В свободное от преподавания лето 2015 года я получила сертификат тренера по фитнесу и бодибилдингу и прошла обучение в Reebok по программе функционального тренинга. Немного выше я уже рассказала о том, зачем нужен такой разнообразный опыт.

Что касается вдохновения и мотивации. Я отслеживаю показатели за каждый год: по количеству учеников, по объему дохода, по баллам, по настроению в отзывах. У меня кипа разных таблиц и списков. Такой формализм помогает мне получить конкретное числовое выражение собственной  эффективности. Цель одна — улучшить показатели предыдущего года. Звучит, наверное, как идеология раковой клетки, рост ради роста, но меня заряжает само состояние прогресса.

Рассказ о вдохновении был бы неполным без упоминания теплых слов от учеников и их родителей. Но это мое сокровенное.

8. Ваш совет коллегам

Будьте профессионалами, но перестаньте имитировать школу. Работайте авторскими методами, пользуйтесь нестандартными средствами, не бойтесь быть интересной личностью и не уничтожайте самобытность под давлением непонятных стереотипов. И, разумеется, постоянно обновляйте знания по предмету, иначе ваш труд быстро потеряет актуальность.

 

Если хотите связаться с Дарьей, вот ее координаты.

Хотите «засветиться» на страницах моего блога и поставить себе на сайте отметку «Меня публикуют»?? Тогда напишите мне на почту  galina@enutina.ru  или заполните форму по ссылке Заполнить форму с пометкой «Хочу интервью» или просто оставьте комментарий к этой записи. В конце каждого месяца я публикую новые интересные откровения от репетиторов.

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *