Как выявить у ребенка трудности в обучении
Предлагаю вам список или мини-чек лист , что нужно сделать родителю, прежде чем куда-то бежать за помощью.
Если вы видите, что ребёнку что-то тяжело даётся в обучении, первое, что надо сделать:
1 — Понаблюдать
И тут по порядку А) и Б).
А) Соответствует ли развитие ребёнка физиологическим нормам. Не забывайте, эти нормы весьма относительны.
На ранних этапах хорошо выявляются проблемы физиологические, и тут есть варианты:
1) подождать — всему свое время, может, ваш ребёнок ещё не дорос до чтения или письма;
2) обратиться за консультацией к специалисту, тут лучше перестраховаться.
Б) Оставьте ребёнка с заданием (не важно, собирает ли он паззлы в 3 года или пишет сочинение в 10), посмотрите со стороны, как он подходит к его решению, ищет ли сам пути, просит ли помощи взрослых, обращается ли к книгам.
Если физиологических проблем нет, тогда берём в расчёт N2 и N3 — и следуем дальше по пунктам. Если вы заметили проблему, опять-таки не спешите сразу бросаться на помощь, как Супермен.
И тут ваше действие 2 — Спросить
Задайте вопрос:
- «Что конкретно у тебя не получается?»
- или «Как я могу тебе помочь в этом?»,
- «Как ты сам считаешь, у тебя получается?»
- и потом «Как ты считаешь, почему у тебя получается/ не получается?».
Чаще всего ребёнок сам вам скажет, что он недостаточно приложил усилий, или задание новое и пока сложное для него. Научите ребёнка брать ответственность за результат обучения на себя.
И пункт 3: Уточнить причину
Когда понятна причина (она может звучать так: трудно выражать мысли вслух, не могу писать сочинения, трудно структурировать мысли, не улавливаю речь на слух) не спешите её устранять. Иногда нужно найти более глубинные проблемы. Тут работаем с углублением причин с помощью психодиагностики. Чаще это простые тесты, устные письменные или рисуночные, проективные или прямые. Опять-таки можно самому родителю её применить, но лучше обратиться к специалисту (о них поговорим позже)
Что делать дальше? Как устранить проблему?

Оценить материал