Успех в обучении — как его достичь?

В своем блоге я много говорю об успехе, успешных репетиторах, и как стать лучшим в том, что вы делаете. Но успех на этом не заканчивается, точнее его область применения. Успех на уроке очень важен в работе репетитора, как для ученика, так и для педагога.

Тут все просто: успех есть — мотивация (хочется повторить успех, заниматься еще, узнавать новое и углублять знания), успеха нет — демотивация (опускаются руки, не хочется учиться, нет желания продолжать обучение, нет благодарности за проведенные занятия и т.п.). А теперь давайте разберемся, что такое успех в целом и успех в обучении.

Что такое успех?

Если обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, обнаружим, что успех – это:

  • удача в достижении чего-нибудь
  • общественное признание
  • хорошие результаты в работе, учебе

Понятие «успех» довольно размытое и относится к неопределенным существительным, таким как «свобода», «любовь», «удача» и т.п. Для каждого человека это понятие имеет свой смысл. Так и в обучении — успешным будет тот ученик, который понимает, что для него значит этот успех, какие цели он поставил в обучении и достиг ли их.

Получается, успех — это достижение поставленных целей, за которые еще будет признание. Галина Енютина

И тут возникает ряд вопросов к педагогу:

а) поставлены ли цели обучения;

б) достигли ли целей в процессе обучения;

в) получил ли ученик признание (в том числе самопризнание) успехов обучения.

Что дает успех?

Положительные результаты в учебе дают ребенку основание для самоуважения (они доказывают ему, что его ум, способности, трудолюбие достаточно высоко ценятся окружающими) и одновременно выступают для него средством достижения уважения этих окружающих. Таким образом, достижение и признание – два очень важных фактора удовлетворенности учебой. Именно поэтому аргументация родителей «Получить диплом просто жизненно необходимо!» работает здесь в качестве доказательства признания. Но это далеко не главное в учебе, согласитесь.

А вот хорошие результаты (достижение собственных целей, реализация мечты, ощущение самоценности и значимости, реализация своих способностей, умение договориться, получение практических навыков) гораздо важнее в обучении, чем грамоты, дипломы и медали. Они должны идти в нагрузку (как бонус) к вышеперечисленным результатам обучения, а не наоборот. Не зря же большинство самых успешных и богатых людей на земле не закончили колледж и не имеют диплома о высшем образовании.

Подводные камни успеха

Опасность достижения успеха состоит в том, что он может обрести негативные формы, когда высокий результат достигается «любой ценой».

Многие родители используют отрицательную сторону успеха — запугивание и демотивацию. Их позиция — внешняя, то есть они оценивают результаты достижений ребенка не по достижению поставленных целей и личностному росту, а по внешним атрибутам успешности — грамотам, наградам, дипломам.  Фразы типа «Учись, а то в дворники пойдешь!» или «Что из тебя получится, если не будешь учиться?» никак не прибавляют желания изучить новое, а полученный диплом в последствии вызывает отнюдь не гордость за успехи, а скорее стыд и жалость к самому себе.

Такого ли вы хотите для своего ребенка или ученика? — Не думаю. Вот и я не хочу! Поэтому на своих уроках я применяю методы, которые поддерживают в ребенке внутреннюю мотивацию к обучению и стараюсь сделать каждый урок увлекательным и интересным.

То есть успешен ученик в обучении, если:

  • умеет учиться (обладает определенными навыками для обучения);
  • умеет ставить цели обучения и отслеживать результаты;
  • рефлексивный, осознает причины неудач и успехов;
  • понимает взаимосвязь (и в то же время разницу) между достижением и своей личностью (не путает понятия «у меня получилось/не получилось» с «я успешен/неудачник»)

Относительность успеха

То, что будет успехом для одного ученика, для другого — просто обычное дело. Например, Саша уже умеет составлять уравнения реакций, а Маша — нет. Так что же — результатом обучения будет умение решать уравнения?
Как считаете, для кого успех будет очевиднее, для Саши или для Маши? По внешним признакам Маша научится (или не научится) их решать, а Саша так и останется «при своих».

На самом деле и тот, и другой ученик будет успешен в обучении, если:

а) поставить для них разные цели обучения, чтобы каждый понимал, для чего он учится;

б) фиксировать начальную и конечную точку успеха по разным критериям (а не только по 1 — умеем/не умеем составлять уравнения), а также отслеживать динамику в процессе обучения, делать промежуточные замеры (но не общие=сравнение с другими, а индивидуальные успехи=сравнение с самим собой);

в) отслеживать реакции ученика на успешное/неуспешное выполнение заданий.

Все эти действия проще оценивать со стороны и лучше индивидуально, поэтому тут и нужен репетитор.

Поэтому понятие «успеваемость» я считаю крайне относительным, она (успеваемость) не всегда может измеряться оценками и баллами.

Успех в обучении нужно рассматривать не в отношении других окружающих, а относительно собственных достижений каждого ученика. Имеет значение только сравнение сегодняшних результатов конкретного ученика с его вчерашними успехами «Вчера не умел/не знал/не применял — Сегодня умею/знаю/применяю». Только в этом случае успех в обучении достижим и будет вполне очевиден.

Сразу у вас созрел вопрос — «для кого очевиден?»: в первую очередь для самого ученика, и это главное! Осознавая свой успех, ученик может доказать другим, что он может/способен/знает/умеет… Без этого этапа переходить к сравнению с успехами других бессмысленно. Поэтому я считаю подготовку к ЕГЭ (и любым другим экзаменам) необходимой не только с точки зрения изучения предмета, а скорее как психологический тренинг по осознанию собственных сил/знаний/умений для адекватного сравнения своих успехов в дальнейшем с успехами других учеников.

Хотите узнать, как формировать у ученика положительную мотивацию к обучению? — Читайте следующую статью «Создаем ситуацию успеха на уроке»

 А что для вас является критерием успешного обучения (вашего личного или успехов ученика)? Поделитесь в комментариях.

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *