Учимся задавать вопросы

На своих занятиях я нередко сталкиваюсь с тем, что ученик не все понял из материала урока, но спросить об этом либо стесняется, либо просто не умеет задать правильно вопрос. В этом случае я в первую очередь стараюсь подтолкнуть ученика к вопросу, а затем научить его правильно его сформулировать. Тогда обучение идет гораздо продуктивнее.

Чтобы облегчить себе задачу по «выуживанию» вопросов из ученика и сэкономить время на задавание вопроса на уроке, вы можете перед каждым занятием прописывать примерные вопросы, которые ребенок может задать вам, и заранее подготовить краткие ответы на них.

Если же время занятия и длительность курса позволяет, тогда лучше научить ребенка правильно задавать вопросы, этот навык пригодится ему не только в дальнейшем обучении в вузе, но и в жизни в целом.

Очень важно научиться правильно формулировать вопрос, адресованный другому человеку, когда вы просите помощи или совета в каком-либо деле. Не бойтесь показаться некомпетентным и задать вопрос, если чего-то не понимаете или еще не все получается. Именно грамотный и своевременный вопрос показывает вашу открытость и стремление к новым знаниям. Вспомните своих учеников: вы обратите особое внимание именно на того, кто задал больше вопросов (он хотя бы читал материал урока и даже вникнул в содержание, раз уж появились вопросы).

Итак, давайте научимся правильно формулировать вопрос.

1. Для начала определимся с критериями хорошего вопроса.
Ваш вопрос должен быть:
1) простой, лаконичный, четкий, понятный
2) стремится к результату, то есть в ходе ответа должна быть решена какая-либо проблема
3) открывает новые возможности, факты, знания

2. Вопрос должен звучать не как требование готового ответа (дайте алгоритм, четкую инструкцию, шаблон), а как просьба о помощи. Например, хорошо начинать вопрос с вводных слов, таких как «подскажите, как лучше…», «помогите разобраться с…», «я пробовал …. и у меня получилось (то-то), а вот с … не получается». Тогда вы, с одной стороны, вызовите доверие того, кому адресован вопрос, с другой стороны, велика вероятность получить исчерпывающий ответ.

3. Определитесь, что вы хотите услышать. Формулируется вопрос соответственно целям вашего обращения. Это могут быть:

Конкретные факты или события — вопрос содержит, как правило, такие части «что собой представляет…», «как выглядит…», или частицы «когда», «сколько», «в каком году» и т.п.

Совет или мотивацию на действие — «подскажите…», «как лучше сделать…», «сориентируйте…»

— Узнать мнение автора и оценку происходящего — «как, по-вашему мнению…», что, на ваш взгляд…», «как вы считаете,…»

Иногда люди заранее придумывают себе, что они хотят услышать (то есть ответ они уже знают заранее, это их мнение или известный факт), а если это не совпадает с придуманным — разочаровываются и критикуют ответчика. Таких предубеждений лучше избегать, особенно в случае с вопросами о личном мнении или отношении ответчика.

4. Задавайте вопрос своевременно и по существу. Задать вопрос только ради того, чтобы его задать, не стоит ничего. А вы будете выглядеть почемучкой и вряд ли получите вразумительный ответ.

Цитата из фильма «Чародеи»
— Кто поставил здесь этот вопрос?
— Он с другими буквами в кладовке лежал.
— Вопросы надо ставить уместно и своевременно. Этот — от этой стены.

Согласитесь, получить вопрос спустя неделю или месяц, и для ответчика не совсем понятно, как такой вопрос у вас возник, и ответ на него для вас уже не актуален. «Дорога ложка к обеду«, как говорится.

5. Услышав ответ (даже если он вас не устроил), поблагодарите ответчика, скажите, что его ответ был ценным для вас. Можно также сделать это заранее, если вы задаете вопрос письменно, например, в конце вопроса добавьте «Заранее благодарю», «Спасибо за ответ». Уважайте ответчика, он потратил свое время на ваши вопросы и ответил в меру своей компетентности.

Что делать, если:
нет возможности задать вопрос сразу, как он возник
Обязательно запишите его. Часто преподаватели, чтобы не прерывать занятие/урок/лекцию, просят подождать с вопросами до конца мероприятия, но в большинстве случаев вопросов от аудитории так и не поступает. А все почему? Нарушается правило о своевременности вопроса. А о том, чтобы вопрос записать и мысли в голову не приходит. Или надобность в нем уже отпадает.
Очень интересное решение — собирать вопросы от аудитории на листочках по ходу лекции (так часто делают на тренингах), а отвечать на них в конце. Как правило, поступает много одинаковых или похожих вопросов одной тематики, ответить на которые можно один раз.

ответ вас не удовлетворил, так как пункт 1 не был соблюден (вопрос оказался нечетким и слишком длинным, состоит из нескольких частей или подвопросов)
Переформулируйте свой вопрос, разбейте его на несколько мелких и задайте по очереди, а не все сразу. В большинстве случаев человек, читая ряд вопросов в одном, ответит на первый из них, остальные «потеряются» или забудутся в ходе ответа.

ответ обо всем и ни о чём
Задайте уточняющий вопрос или сформулируйте его более четко с использованием фраз «уточните, пожалуйста… «, «что именно…», «хотелось бы уточнить…». Но и добиваться того, что вы хотите, насильно требуя ответа и мучая уточнениями, тоже не стоит. Может, ответчик в данный момент не готов ответить вам или у него недостаточно информации, чтобы дать исчерпывающий ответ. Вернитесь к вопросу позже или попросите уведомить вас, когда будет готов ответ, или спросите у другого специалиста. В любом случае поблагодарите за ответ, соблюдая тем самым пункт 5 правильной постановки вопроса.

И куда же без практики?
Задайте мне правильный вопрос!))

Заполните форму ниже и получите ответ. Проверьте, чтобы ваш вопрос соответствовал всем 5-ти пунктам правильного вопроса.

[contact-form-7 id=»880″ title=»Задать вопрос»]

Чтобы закрепить навык, расскажите об этих пяти правилах хорошего вопроса как минимум трем людям, научите их задавать правильные вопросы. Так информация лучше запомнится, а человек будет вам благодарен за новый навык. И вы получите +1 в карму. Также сделайте репост этой записи на своей страничке в социальной сети. Еще +1 в карму.))

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *