Развиваем критическое мышление
Что такое критическое мышление и зачем оно школьнику
Критическое мышление — это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить её под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределенности. Сам термин появился сравнительно недавно, впервые его использовал в 1910 году теоретик в области образования Джон Дьюи в книге «Как мы мыслим». Критическое мышление тесно связано с логическим, так как предполагает построение логических умозаключений, создание согласованных логических моделей и принятие обоснованных решений.
Мысля критически, ученик оценивает не только результат (насколько удачно он справился с поставленной задачей), но и сам мыслительный процесс, то есть ход рассуждений, который привёл к выводам, а также факторы, которые он учитывал при поиске ответа на вопрос.
Методы развития критического мышления на уроках
Учимся задавать вопросы
Техника развития критического мышления, позволяющая через шесть групп вопросов — «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
- Простые вопросы: называем факты, вспоминаем и воспроизводим информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Например, назови…
- Уточняющие вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о …?». Например, объясни…
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Например, почему…
- Творческие вопросы. Этот вопрос содержит частицу «бы», предположения, прогноз: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет выглядеть..?». Например, придумай….
- Практические вопросы. Установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте…. Например, предложи….
- Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к …?» и т.д. Например, поделись…
Учимся рассматривать вопрос с разных сторон
Тут нам поможет метод «Шесть шляп мышления» известного эксперта в области творческого мышления Эдварда де Боно. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Удобно использовать метод «Шести шляп» в формате ролевой игры. Каждая «шляпа» символизирует один из режимов мышления.
- Жёлтая — поиск положительных сторон ситуации.
- Белая — анализ фактов.
- Красная — оценка ситуации на основании своих чувств и эмоций.
- Зелёная — поиск креативных способов решения проблемы.
- Чёрная — поиск возможных рисков.
- Синяя — оценка вариантов и выбор оптимального решения.
Учимся находить аргументы и доказательства
Универсальный метод для развития критического мышления, мозгового штурма и разбора любой темы — «Фишбоун», в переводе на русский язык с английского означает «скелет рыбы». Рассказываем об этом простом методе, который отлично подойдёт для закрепления материала и его систематизации. Метод создан на основе диаграммы, которую создал химик и экономист Каору Исикава в начале 1950-х годов для визуализации причинно-следственных связей.
Схема рыбы:
- «Голова» — проблема или вопрос по теме.
- Верхние «косточки» — основные понятия темы, причины проблемы.
- Нижние «косточки» — факты, подтверждение причин или суть понятий, указанных выше.
- «Хвост» — ответ на поставленный вопрос.
Задача учеников — пройтись по каждому аспекту и найти решение.
Правила заполнения схемы:
- Формулировки должны быть лаконичными и точными — в два-четыре слова.
- Причины по возможности располагаются по степени значимости, самые значимые пишем ближе к «голове».
- Заполнять «скелет» можно всем классом, по командам, в парах или индивидуально.
- Итог — презентация результатов.
Оцените материал