Развиваем критическое мышление

Что такое критическое мышление и зачем оно школьнику

Критическое мышление — это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить её под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределенности. Сам термин появился сравнительно недавно, впервые его использовал в 1910 году теоретик в области образования Джон Дьюи в книге «Как мы мыслим». Критическое мышление тесно связано с логическим, так как предполагает построение логических умозаключений, создание согласованных логических моделей и принятие обоснованных решений.

Мысля критически, ученик оценивает не только результат (насколько удачно он справился с поставленной задачей), но и сам мыслительный процесс, то есть ход рассуждений, который привёл к выводам, а также факторы, которые он учитывал при поиске ответа на вопрос.

Методы развития критического мышления на уроках

Учимся задавать вопросы

Техника развития критического мышления, позволяющая через шесть групп вопросов — «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

  • Простые вопросы: называем факты, вспоминаем и воспроизводим информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Например, назови…
  • Уточняющие вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о …?». Например, объясни…
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Например, почему…
  • Творческие вопросы. Этот вопрос содержит частицу «бы», предположения, прогноз: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет выглядеть..?». Например, придумай….
  • Практические вопросы. Установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте…. Например, предложи….
  • Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к …?» и т.д. Например, поделись…

Учимся рассматривать вопрос с разных сторон 

Тут нам поможет метод «Шесть шляп мышления» известного эксперта в области творческого мышления Эдварда де Боно. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Удобно использовать метод «Шести шляп» в формате ролевой игры. Каждая «шляпа» символизирует один из режимов мышления.

  • Жёлтая — поиск положительных сторон ситуации.
  • Белая — анализ фактов.
  • Красная — оценка ситуации на основании своих чувств и эмоций.
  • Зелёная — поиск креативных способов решения проблемы.
  • Чёрная — поиск возможных рисков.
  • Синяя — оценка вариантов и выбор оптимального решения.

Учимся находить аргументы и доказательства

Универсальный метод для развития критического мышления, мозгового штурма и разбора любой темы — «Фишбоун», в переводе на русский язык с английского означает «скелет рыбы». Рассказываем об этом простом методе, который отлично подойдёт для закрепления материала и его систематизации. Метод создан на основе диаграммы, которую создал химик и экономист Каору Исикава в начале 1950-х годов для визуализации причинно-следственных связей.

Схема рыбы:

  • «Голова» — проблема или вопрос по теме.
  • Верхние «косточки» — основные понятия темы, причины проблемы.
  • Нижние «косточки» — факты, подтверждение причин или суть понятий, указанных выше.
  • «Хвост» — ответ на поставленный вопрос.

Задача учеников — пройтись по каждому аспекту и найти решение.

Правила заполнения схемы:

  • Формулировки должны быть лаконичными и точными — в два-четыре слова.
  • Причины по возможности располагаются по степени значимости, самые значимые пишем ближе к «голове».
  • Заполнять «скелет» можно всем классом, по командам, в парах или индивидуально.
  • Итог — презентация результатов.

Оцените материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *