Основные подходы в обучении

Часто от репетиторов я слышала вопрос: «Какие методы для каких детей работают лучше всего?» и «Как определить правильные методы обучения для конкретного ребенка?»

В этой статье я хочу поделиться наработками относительно выбора методов и подходов в обучении детей в зависимости от их начального уровня знаний и самостоятельности в выполнении заданий.

Давайте сначала определим, а каким же может быть этот самый начальный уровень знаний. Несложно догадаться, что знания по конкретной теме или предмету могут быть

  • полные/обширные,
  • достаточные для понимания,
  • отрывочные
  • и могут отсутствовать вообще.

Таким образом разделим эти уровни на 4 категории и к каждому предложим свой подход в обучении. Итак, по уровню самостоятельности ученика в выполнении задания (то есть по начальному уровню знаний) методы и подходы классифицируют:

подходы в обучении

1) Алгоритмизированное обучение

Алгоритм — это любое строгое предписание выполнения действий или деятельности, обязательно приводящее достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов.

По этому принципу легко работать в точных науках, не требующих долгих рассуждений и логических выкладок. Например, в химии и физике:

  • на практических занятиях ученик получает строгое предписание: прилить, добавить, отметить цвет, образование осадка, записать и т. д.;
  • алгоритмически решаются задачи по курсу химии, если решение заключается в подстановке данных в известную формулу;
  • законы и правила диктуют обучаемому, что надо сделать, чтобы ответить на вопрос.

Требования к составлению алгоритма:

  • Алгоритм должен быть понятным и доступным всем обучаемым, должен быть однозначным, точным, полным. Все работающие по данному алгоритму выполняют одни и те же операции и достигают  того же результата.
  • Алгоритм должен быть максимально универсальным, то есть позволял его использовать для решения наибольшего числа конкретных задач.
  • Алгоритмическому методу можно придать творческий характер, если ученик находит недостающее звено в предписании, или самостоятельно составляет какой-либо алгоритм.

Преимущества

  • даже очень слабый ученик получит базовые навыки работы по определенной теме;
  • ученик с начальным уровнем знаний наверняка получит те базовые знания, которых ему не хватало для понимания более сложных тем;
  • легко использовать на уроках (один раз подготовил алгоритм — и его можно использовать постоянно с разными учениками);
  • другой путь применения алгоритмических приёмов — научить ребенка самостоятельному составлению алгоритмов, то есть вы показываете ребенку его прогресс, повышаете его мотивацию к обучению;
  • даже если вы определили у ученика более высокий уровень знаний, алгоритмы помогут вам сформировать базу для «накладывания» на неё более глубоких знаний.

Недостатки

  • если вы неправильно определили начальный уровень ученика по данной теме, ему алгоритмы могут показаться слишком простыми (и это одно из заблуждений), что снижает учебную мотивацию;
  • слишком сложный, содержащий непонятное описание или многоуровневый алгоритм может запутать ученика, что опять-таки снижает мотивацию к обучению.

Пример использования алгоритма при решении задач в химии

пример решения задачи

 2) Программированное обучение

Программированное обучение — это самостоятельная работа учащихся, управляемая учителем при помощи программ. Имеется в виду не компьютерная программа, а определенная последовательность действий для ученика.

Основная черта состоит в том, что предметное содержание  делится на небольшие порции или шаги. Усвоение каждой порции проверяется выполнением заданий или ответами на контрольные вопросы.

testyПо целям использования программированного обучения можно выделить программы:

  • Обучающие (тренажёры, книги)
  • Контролирующие (тесты)
  • Моделирования процессов

Преимущества

  • жёсткость управления процессом обучения,
  • быстрота при проверке, что облегчает работу учителя;
  • индивидуальный темп обучения для каждого ученика в группе,
  • развивает у ученика умение логически мыслить;
  • самостоятельность в приобретении ими знаний и умений.

Недостатки

  • жёсткость управления не позволяет внедрить проблемное обучение,
  • индивидуализация мешает коллективной работе,
  • работа молча не развивает устную речь,
  • дробление материала мешает формированию обобщённых понятий

Разновидностью программированного обучения являются дидактические игры. О них будет отдельная статья.

3) Проблемное обучение

Проблемное обучение — это система умственных действий, приводящая к решению  учебных проблем. В ходе такого обучения ученик сталкивается с проблемной ситуацией, то есть преградой, познавательным барьером и вынужден искать способы преодоления затруднения.

Проблемы могут быть

  • внутридисциплинарными (например, влияние насекомых и птиц на урожайность зерновых культур — биология);
  • междисциплинарными (например, влияние химических веществ — тяжелых металлов на здоровье человека — связь химии и биологии).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

проблем обучПроблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

Преимущества

  • способствует формированию личностной мотивации ученика
  • развивает мыслительные способности обучающихся
  • направлен на самостоятельный поиск ответов, часто нестандартных
  • в ходе решения проблемы ученик преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

Недостатки

  • требует больших затрат времени по сравнению с другими подходами
  • требует большего творчества со сторону учителя
  • может быть применено далеко не в каждой теме учебного занятия. Например, в теме «Решение задач на растворы» или «Классификация животного мира» лучше использовать более простые подходы, здесь и нет никакой учебной проблемы, а только фактаж.
  • прошлый опыт ученика не содержит никакой готовой схемы решения, которую можно было бы применить в данном случае. Ученик ставится перед необходимостью создать новую, не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

4) Исследовательское обучение

Исследовательское обучение — это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование — исследовательские способности.

Способы и приемы исследовательской деятельности, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности:

  • исследованиеумение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения понятиям.

Преимущества

  • Позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность.
  • Может быть теоретическим и экспериментальным.
  • Обучение станет исследовательским, если темы учебного предмета будут объединены цепью взаимосвязанных проблем, решаемых как на уроке, так и во внеурочных формах обучения.
  • Наблюдается максимальное задействование всех талантов и учебного потенциала ученика.
  • Максимально развивает в ребенке способность решать нестандартные задачи прикладного характера.

Недостатки

  • Исследование обычно длительно по времени, так как эксперимент проходит в несколько этапов. Однако затраты времени потом компенсируются тем, что деятельность учащихся становится продуктивной и творческой;
  • требует затраты значительных усилий и повышенной мотивации ученика;
  • исследовательская задача должна быть прикладная, то есть нести определенную научную или учебную ценность;
  • внедрение исследовательского обучения в деятельность учащихся должно проходить постепенно, иначе это вызовет только протест и непонимание со стороны ученика.

*Материалы взять из моего тренинга для репетиторов Учебного центра «ППП»

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (3 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *