Ключевые компетенции ученика

В предыдущей статье мы уже разобрались чем отличаются компетентность и компетенции.

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. В отношении ученика — это его навыки в обучении.

Полный набор ключевых компетенций разработал А. В. Хуторской.

  • информационные,
  • коммуникативные,
  • учебно-познавательные,
  • общекультурные компетенции,
  • целостно-смысловые компетенции,
  • социально-трудовые компетенции,
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Остановимся на первых четырех. По моему мнению, они самые необходимые для ученика в ходе обучения.

компетенции

  1. Информационная компетенция

Информационная компетенция обеспечивает навыки работы с информацией.

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников (TV, Интернет, видео и аудио, СМИ).

При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.
  1. Коммуникативная компетенция

Формирует интерес к  процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ученики должны понимать, что общение — это сотрудничество и диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам собеседника (товарища по учебной группе). Также важна установка каждого ученика на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.

Пример из практики.

1222На групповом занятии достаточно сложно подобрать группу так, чтобы каждый свободно высказывал свое мнение окружающим. Как правило, в группе есть определенный набор типов личности (по характеру коммуникации с группой), а именно

  • «лидер» (умник/выскочка),
  • «тихоня» (отмалчивается, даже если знает ответ),
  • «спорщик» (отрицает мнение окружающих просто из принципа или желания поспорить, оказаться правым),
  • «незнайка» (бывает, что такой ученик понятия не имеет о чем идет речь в группе).

Такой парадокс: если перегруппировать этих же учеников с другими, они могут оказаться совсем в иных ролях. Тихоня может стать спорщиком, а незнайка окажется лидером.

  1. Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Сюда входят знания и умения

  • целеполагания, планирования
  • организации, контроля,
  • анализа, самооценки
  • регулирования учебно-познавательной деятельности.

Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

  1. Общекультурная компетенция

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.

кругозорДанная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

*Материалы взяты из моего тренинга для репетиторов учебного центра «ППП»

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *