Что репетитор развивает у ученика

О компетенциях ученика (что он должен знать и уметь) мы уже поговорили. Предлагаю вашему вниманию список основных сфер развития ученика. 

Поверьте, это далеко не полный список навыков ученика, которые отслеживает и развивает хороший репетитор. Хороший, потому что обычному репетитору и в голову не придет заниматься всем этим по доброй воле. Обычно этим «напрягают» заниматься в школе завуча по воспитательной работе (из личного опыта, работала и в такой должности), а раз напрягают, значит, так оно и формируется.

Наши дети не способны самостоятельно мыслить и как правило обладают узким кругозором или не владеют навыками коммуникации. Что очень печально. Наша задача — научить их этому и развить соответствующие навыки.

Призываю всех репетиторов! Давайте развивать детей по полной программе, ведь каждой стране хочется видеть среди своих граждан сознательных и целеустремленных людей.

Выявление и анализ успехов, а также трудностей и недостатков каждого ребенка, рекомендуется вести по следующим направлениям:

—        Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Cамоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Cамооценка (завышенная/заниженная).

—        Этико-нравственные проблемы (наличие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие ценностей и норм, которые не устраивают ученика; готовность осваивать желательные нормы). Категории «плохо/хорошо».  Культура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие культурных норм поведения.

—        Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие эстетического базиса в собственной деятельности.

—        Наличие и осознание нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.) и умение бороться/работать с ними.

—        Познавательный и деятельностный интерес (наличие интереса к чему-либо; наличие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

—        Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

—        Уровень самоорганизации и степень самостоятельности: самоконтроль, воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

—        Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей. Умение работать в команде.Инициативность, энергичность, жизненная активность.

—       Уровень социализации:

  • какими ценностями и нормами, принятыми в обществе, ученик обладает
  • какие социальные функции (социальные роли) ученик освоил и может осуществлять
  • насколько ученик умеет выбирать необходимую в конкретной ситуации социальную роль

—        Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию.

—        Критическое мышление/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия). Умение задавать вопросы (разных типов) и отвечать на них.

—        Степень развития эмоциональной сферы (способность переживать  собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная  заторможенность/возбудимость).

—       Коммуникация

  • с детьми  (ровесниками, младшими и старшими) — установка с ними считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие культурных норм общения, степень развития навыка общения.
  • со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

—        Развитие речи — письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика  и логопедия, темп, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями. Способность связно высказать свои мысли, построить выступление по плану, умение вести дебаты.

—        Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие и представления (степень развития зрительного и  слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

—        Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

—        Освоение учебного материала. Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать. Kакие межпредметные умения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

—        Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) — информативных, инструктивных и художественных.

—        Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

—        Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, «дальность» связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

—        Полная/неполная мыследеятельность — конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

Из собственного опыта — это только вершина айсберга.))

О каждом пункте я поговорю отдельно в следующих статьях — следите за рассылкой.

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *