Рефлексия — что это и с чем ее едят

 Каждый педагог на своем уроке стремится добиться максимального результата от ученика (-ов). Одним из способов повысить мотивацию к обучению, а также получить обратную связь на деятельность самого учителя является рефлексия.

Рефлексия (от латинского reflexio – обращение назад) в педагогике — это самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс.

Какие основные вопросы решает рефлексия? 

  • Мотивация ученика на деятельность
  • Понимание того, добились ли все участники урока целей обучения
  • Получение обратной связи на свою деятельность
  • Развитие умения оценивать свою и чужую деятельность
  • Развитие способности к эмпатии (если речь идет о эмоциональной рефлексии)
  • Самопознание в процессе обучения
Развитая способность к рефлексии повышает результативность обучения! 

Типы рефлексии

По функциям рефлексия бывает:

виды рефлексии

 

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

  • физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

По цели использования:

 

типы рефл

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

рефл по участникамРефлексия по количеству участников (форме деятельности)

Кроме того, рефлексию может осуществлять как ученик, так и учитель на свою собственную деятельность или эмоциональное состояние и на деятельность другого.

рефл

 

О способах проведения и приемах рефлексии на уроках я расскажу в статье «Приемы рефлексии»

* Эти материалы взяты из моего тренинга для репетиторов Учебного центра «ППП«

Оцените материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Рефлексия — что это и с чем ее едят: 1 комментарий

  • 06.01.2016 в 10:30
    Permalink

    Согласно Пьер Тейяру де Шардену , рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *