TutorCase: вот какой рассеянный…

Нередко ученики приходят к репетитору не по собственному желанию и не ради знаний или поступления в вуз: их приводят родители. Обычно при первом знакомстве можно услышать фразу «Мы поступаем в медицинский (подставьте нужное название)», «Нам нужно сдать ЕГЭ» или «Помогите нам подготовиться». И озвучивает это все, как правило, родитель. О чем говорит это «мы»? Да о том, что ребенок напрочь лишен собственного мнения, а если таковое имеется, его никто не слышит или слушать не хочет. Итак, вот она — вторая статья из цикла TutorCase — посвящена мотивации, точнее ее отсутствию.

Давайте договоримся сразу: такая ситуация возникла в моей практике, и я буду рассказывать о своем опыте решения проблемы.

Учебная ситуация

Ученик пассивен. Не задает вопросов, не интересуется предметом, не выполняет домашние задания, объясняя тем, что «сложно», «не понятно». На занятиях рассеян, несобран, невнимателен. Но в общении с преподавателем (на НЕучебные темы) проявляет активность и интерес.

Суть проблемы

Вот что говорит репетитор Анна, которая столкнулась с подобной проблемой:

Для меня хуже всего следующее: после окончания занятия спрашиваешь «Все понятно? Вопросы есть?» Ребенок, конечно же, отвечает, что нет. Я задаю разные наводящие вопросы по теме или тут же проходим несколько тестов и вроде все ОК.

Но вот следующее занятие. Пишем тест по предыдущей теме (ученик его выполняет самостоятельно). И что я вижу? Отсутствие понимания темы вообще! И так с некоторыми постоянно!

Стараешься уже принимать разные методики. И как рыба об лёд. Прям руки опускаются!Анна

Я столкнулась с такой проблемой, когда мой ученик явно не хотел поступать в вуз по направлению, которое ему выбрали родители (мотивируя это престижностью профессии и возможной успешной карьерой в будущем). В процессе занятий выяснилось, что ученик обожает баскетбол, и хотел бы заниматься этим видом спорта профессионально, кроме того у него есть талант к публичным выступлениям, и он бы с удовольствием учился актерскому ремеслу. А ко мне он пришёл заниматься химией и биологией для медицинского. С нуля. В 11 классе. O_O

Причины такого поведения

Основная причина банальна — ребенку неинтересно. Даже если этому ребенку 17, или даже 25 лет. Отсутствие интереса к уроку, предмету, направлению подготовки в целом.

С одной стороны причина может быть в темпераментальных особенностях восприятия, запоминания, воспроизведения информации. То есть ребенку сложно сосредоточиться на чем-то, и он отвлекается на внешние раздражители, либо наоборот, слишком погружен в собственные мысли.

С другой стороны проблема может крыться именно в чрезмерном давлении на ребенка, и у него возникает протест на подсознательном уровне, он как бы присутствует на уроке, но сенсорные системы «отключаются», чтобы избежать напоминания о страхе и давлении.

Да, порой репетитору приходится работать именно с психологическими проблемами в обучении, нежели преподавать предмет. Об этом читайте в статье Как помочь ребенку в обучении.Галина Енютина

И тут причиной становится сразу целый список проблем:

  • Нет положительной мотивации, только демотивация
  • Нет интереса (не только к уроку, к вам или к предмету, нет интересу вообще к направлению обучения)
  • Даже если есть интерес или способности, он задавлен демотивацией
  • Страх (пойти наперекор, собственного мнения, принимать решения, не оправдать ожидания)
  • Отторжение и протест (особенно актуально для подростков).

Если бы этот ребенок попал к вам изучать ваш предмет добровольно, процесс обучения был бы абсолютно иным, а результат не заставил бы себя долго ждать.

Что делать?

  • В первом случае (когда сложности с обучением связаны с особенностями нервной системы) — учите ребенка учиться в первую очередь, просто на примере вашего предмета, иногда можно и отойти от темы, лишь бы ребенок «раскрылся».
  • Во втором — работать с мотивацией:
  • ставьте цели курса и каждого урока — так ученик будет видеть, что ходит к вам не просто так,
  • используйте ситуации успеха,
  • покажите ребенку, что ваш предмет не заканчивается сдачей экзамена, а пригодиться ему и в жизни, делайте упор на практичность знаний,
  • приводите пример своих личных и профессиональных достижений, и как вам помогли знания вашего предмета достичь успеха,
  • поговорите, что хорошего даст ребёнку это направление, просчитайте разные ситуации, побудьте немножко коучем и психологом (кстати, доп.образование в этой сфере никогда не бывает лишним!),
  • акцентируйте внимание ученика на тех навыках, которые он получит на ваших уроках, и как они помогут ему в дальнейшем обучении (и не важно, в какой вуз он потом пойдёт, навыки-то останутся),
  • узнайте сферу интересов ученика, стройте учебное занятие исходя из его предпочтений, приводите примеры из его жизни (изучать генетику, например, можно на своей семье, рассчитывать скорость движения по пути от дома до школы, органическую химию изучать по названиям веществ с упаковки шампуня, разбирать предложение по составу можно даже на постах из соцсетей!)

Чего НЕ делать:

  • Давить
  • Требовать
  • Грозить родителями
  • Спускать на тормозах (Ну не запомнил — его проблемы, вы-то отчитали тему. Это позиция безразличия, а репетитор не может себе этого позволить при индивидуальном подходе!)
  • Поучать и читать нотации (над этим родители уже явно потрудились)
  • Приводить в пример других учеников
  • Стыдить
  • Высмеивать перед товарищами (если занимаются в группе) — риск еще больше задавить

Что в итоге?

Что мы формируем у ученика:

  • навык слышать свои потребности и желания
  • навык ставить цели и достигать их
  • навык поиска полезного для себя (краткосрочной и долгосрочной пользы)

И в результате приобретения этих навыков и внутренней психологической работы (с вашей помощью, конечно) вы уже через пару месяцев заметите разительные перемены в поведении ученика, а главное — вырастет его успеваемость.

Что было у нас?

В итоге мой ученик сдал единый экзамен на приличный балл, поступил (правда, на платное, но не потому, что не прошел, просто на стоматологию всего 2 бюджетных места) и даже проучился уже 4 года, насколько успешно, не знаю. Результатом обучения у меня (биология и химия) было не сколько повышение уровня знаний и и системность, сколько уверенность в себе и своих силах моего ученика.

Знаете еще способы работы с такими учениками? — Напишите о своем опыте в комментариях. 

И скажите спасибо лайком в соцсетях или поставьте 5  под этой статьей. Спасибо!

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *