Что такое эффективное обучение?

В наш век информационных технологий стало не сложно получить какую бы то ни было информацию. Вопрос только в том, как ее получить максимально эффективно и внедрить в практику для конкретного применения.

Давайте немного разберемся в терминологии: что такое обучение в целом и как осуществляется этот процесс. Понимание того, как происходит процесс обучения поможет сделать его результат более предсказуемым, то есть сделать само обучение эффективным.

Что такое обучение?

Обратимся к Википедии:

  • Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
  • Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Есть несколько вопросов о том, чем же является обучение.

  • Можно ли сказать, что обучение — это передача знаний?

Пожалуй, да. От учителя ученику, от книг и видео к ученику, от одного ученика к другому. От тех, кто обладает знаниями и определённым опытом, к тем, кто их приобретает, усваивает.

  • Обучение — это процесс взаимодействия?

Снова да! С учителем, книгой, учебными материалами, такими же учениками, как ты, с другой точкой зрения, с множеством вариантов действий.

  • Обучение — это деятельность?

При чем сознательная, целенаправленная деятельность, в которой участвует педагог и учащийся.

  • Обучение — активный процесс?

Точно! Только в активном процессе будет результат. Поэтому пассивное слушание лекций без практики, записей, составления обдуманного конспекта и обсуждения не имеет смысла.

Итак, в ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:

  • взаимодействие между обучающим и обучаемым, = общение
  • непосредственные умственные и физические действия, которые осуществляет обучаемый для получения учебного содержания (= знаний), способа деятельности (= навыков).

Как происходит обучение?

В целом обучение сводится к двум вещам: получение знаний и овладение навыками. Отсюда и надо отталкиваться.

Получить знания можно:
А) самостоятельно
Б) от учителя-теоретика
В) от учителя-практика

Получить навыки можно:
— на собственном опыте (Метод проб и ошибок, инсайт «Ага, вот как надо»)
— на примере («Смотри, как надо» и повторение)
В обоих случаях обязательно нужна практика. Навыки не появляются от прочтения книги или просмотра фильма.

Эффективно учиться — это как?

Для начала хорошо бы разобраться, что означает фраза «эффективно учиться». Хочу у вас спросить, особенно у тех, кого интересует эта тема: что для вас означает эффективное обучение? Это супер-быстрое чтение или запоминание навсегда, или правильное распределение времени?  А может, это развитые навыки речи и письма? Или высокие оценки по экзамену. Напишите в комментариях, что для вас является критерием эффективного обучения.

Так что же такое эффективное обучение?

Эффективность обучения — мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.Сайт толкового словаря Academic.ru

Эффективное обучение – это процесс получения новых знаний с максимальным качеством. Другими словами, это высшая степень усвоения полученных знаний. За одно и тоже время изучения информации можно получить абсолютно разную пользу!

У каждого своя правда…

Вопрос эффективности обучения интересует и учеников, и родителей, и учителей. Поэтому разберём с трех позиций:

А) для ученика

Есть такое понятие в педагогике — получить «фан», если он есть — ученик движется в обучении. Для ученика (любого возраста, в большинстве случаев) важно получение знаний в доступной форме, развитие интереса, внутренняя мотивированность к обучению, лёгкость самого процесса и ожидаемость результата. Другими словами, если ребёнку скучно и сложно на занятиях, он боится экзамена, это неээфективное обучение.

Б) для родителя

Родитель видит процесс обучения со стороны, то есть видит его переживания и сложности в самом процессе и оценивает внешние достижения ребёнка в результате этого обучения. Таким образом, оценки по экзамену и сравнение с другими детьми для родителя наиболее показательны. Опять же, это для большинства родителей, ни коим образом не хочу никого обидеть. Родитель находится вне системы «учитель/ученик», поэтому с одной стороны ему сложнее вникнуть во все нюансы процесса и прогнозировать результат, с другой стороны проще увидеть огрехи процесса и привлечь помощь, когда это необходимо, или подключиться самому.

В) для учителя

Учитель/педагог/репетитор/тренер — это координатор процесса обучения, ему проще всего спрогнозировать результат, так как он управляет процессом. Работающие методики, индивидуализация обучения и постоянный мониторинг успеха — главные критерии для эффективного обучения (весь ФГОС об этом). Но и это ещё не всё: задача педагога — создать комфортную доверительную атмосферу, выявить мотиваторы ученика, создать ситуацию успеха, и конечно дать учебный материал максимально просто и доступно.

Будучи студенткой, я не понимала, ну как можно преподавать интереснейшую генетику (привет, 3 курс биофака!) так занудно и неинтересно. Оказывается, если теряется главный пункт — «просто и доступно», все остальное не имеет смысла, даже при самой мотивированной мотивации (простите за ненужный каламбур).Галина Енютина

Нет сомнений, что эффективность обучения должна присутствовать в любом образовательном процессе. Но как ее достичь? Как сделать учение интересным, а значит эффективным? Об этом — дальнейшее исследование.

Что для вас эффективное обучение? Поделитесь в комментариях.

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *