Как составить план работы с запущенными учениками?

В преддверие нового учебного года все репетиторы тоже «подтягивают хвосты» — набирают учеников, готовятся к новым занятиям, стараются получить новую информацию  для своих занятий. На днях пришел вопрос от Анны, репетитора начальной школы с вопросом о планировании в репетиторском деле.

Как составить план работы с запущенными учениками? Как составить первый проверочный тест для ученика 4 класса (запущенный ученик) по математике, русскому языку, чтению?Анна

Ответ мой растянулся на целую статью, которой и хочу с вами поделиться в рубрике «Планирование для репетитора».


Для начала прочитайте общие рекомендации по составлению плана работы для репетитора.

Запущенный ученик — этот тот, который с точки зрения педагога испытывает трудности в обучении (чаще академические, иногда психологические)

Если имеем дело с академическими трудностями, сперва нужно определиться, что вообще должен ребёнок знать уметь, понимать по предмету на том уровне, который требуется от него.
Где взять эти сведения? — У каждого предмета школьного курса есть такой документ как Рекомендованная программа или Кодификатор (для ЕГЭ). Можете использовать рабочую программу по предмету для каждого класса.

Оттуда выписываете базовые знания (список терминов, законов, понятий) и навыки ученика (что надо уметь и что можно конкретно проверить заданием).

Проводите тестовый опрос/даёте задания или беседуете с учеником на первом занятии, определяя соответствие плановых (требуемых) ЗУН и реально присутствующих у ребёнка. Составляете свое рода чеклист, по которому потом будете сверять, чему научился ребёнок, сравнивая достижения относительно начального уровня.

Не бывает такого, чтобы ученик вообще ничего не знал по предмету, от слова совсем. Все равно будут какие-то первоначальные представления о вашем предмете (пусть даже ребёнку 8 лет).

Составить пробный тест можно из заданий учебника, а можно исходя из знаний и навыков, которые должны быть. Например, мой пробный тест по химии содержит 4 уровня сложности (ученик об этом не догадывается), по которому я проверяю и знания (от самых примитивных, типа валентности), и навыки (сможет ли написать хотя бы Дано, решит ли задачу, уравнение — составит, уравняет, допишет ли вещества, определит тип).

Исходя из результатов собеседования, делаем упор на теорию или на практику, или на все вместе. Почему так? Читайте в статье Знания+Умения+Навыки=?

Часто ко мне приходят ученики, заявляя цель — только подтянуть по химии/биологии или за 3 месяца подготовить к ОГЭ, при этом они даже названий химических элементов не знают. И тут приходится за отведенное время пройтись от самых азов по всем темам, при этом держа уровень преподавания.Галина Енютина

Желательно иметь список тем по уровням заранее, тогда вам легче будет приступить к занятиям, потом по ходу дела адаптируя программу под ученика. Например, в химии к меня в плане для неуспевающих учеников расписано все до мелочей: от названий элементов, расчёта массы и определения валентности. Иногда даже приходится разбирать решение дробей и составление пропорций (и это совсем не мой предмет, но этого требует задание). То есть мы разбираем по косточкам все темы, подробнее останавливаясь там, где требуется больше нарастить «мяса» и проходим галопом там, где есть знания и навыки, просто прорешивая задания (обычно тесты и задачи).

Одна из сложностей заключается в том, что не всегда удаётся корректно определить степень неуспеваемости. Например, знания есть, многое зазубрено механически и нет понимания процессов и явлений. О навыках что и говорить. Но входное тестирование может быть с довольно высоким баллом, который вводит в заблуждение. Поэтому получается практически всё с нуля, так сказать, складываем паззл из отдельных деталей.Галина Енютина

Рабочая программа (то есть та, которую вы составили индивидуально для ученика), должна включать:
А) тем.план (пример смотрите здесь….)
Б) ЗУН (требуемые/имеющиеся), можно ставить + в отдельной колонке
В) микрорезультаты и успехи, сюда же — комментарии по уроку и усвоению (хотя можно и в отдельный лист анализа урока, чтобы не засорять план). В итоге у вас будет такой себе документ с адаптивным планом работы.

Далее работаем поэтапно, разбивая программу на микроблоки. Такой приём (модульное обучение, кластеры, блочная система, как хотите) помогает отслеживать микрорезультаты в ходе обучения и даёт (самому ученику в том числе!) увидеть динамику успехов. Сразу видно, где чего не так.

Разработайте банк заданий для разных уровней (или хотя бы для начального). Не скупитесь на задания — чем больше практики, тем надёжнее впечатается навык. Вам в помощь статья Как составить тестовые задания.

Итак, подытожим. Что вам надо сделать, чтобы составить план работы с неуспевающими учениками?

  • 1. Достать программу
  • 2. Выписать из неё ЗУН
  • 3. Разработать входное тестирование/план беседы/задания для анализа начального уровня
  • 4. Составить подробный тематический план + рабочую программу
  • 5. Подготовить банк заданий (по желанию)
  • 6. Провести несколько занятий и откорректировать план.
  • 7. Постоянно отслеживать микрорезультаты в процессе занятий

Первые 3 пункта — это основа, далее уже работаете, как вам удобно и привычно. Все дело в плане.

Коллеги, поделитесь опытом, кто как составляет подобные программы и составляете ли вообще? Что можете добавить к рекомендациям?

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *