Коммуникативные методы в обучении

Все мы умеем разговаривать. Но не всегда говорим то, что нужно и когда нужно. Умение говорить связно, грамотно, по теме и с определенной целью — это и называется развитый коммуникативный навык. Как его развивать у своих учеников? Я предлагаю вам рассмотреть несколько методических приемов для развития навыка говорения и приведу примеры из своей практики.

Главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Коммуникативная компетенция может включать в себя следующие аспекты:

  • знание, как использовать язык для различных целей и функций,
  • знание того, как меняется язык в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации и самих участников этой ситуации (например, знание отличий формальной речи от неформальной, устной от письменной)
  • умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера (например, рассказы, интервью, диалоги, доклады)
  • умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе

Википедия

Это основные аспекты, которые реализуются в основном при изучении иностранного языка. Только почему бы не использовать те же аспекты для изучения естественных наук: биологии, химии, физики?

О важности коммуникативных навыков

выступлениеСейчас такие методы в основном используются в преподавании иностранных языков. Учителя английского активно пропагандируют коммуникативную методику как единственно правильную. Мне, как преподавателю биологии, приходится сталкиваться с недостаточным развитием навыка говорения у детей (старших школьников). Даже на родном языке им трудно высказать свою мысль. Почему же так происходит?

Внедрение в обучение тестовой формы проверки знаний сыграло негативную роль в формировании коммуникативных компетенций. Дети стали меньше говорить, им проще ответить письменно, а лучше с вариантами ответов.

Немаловажную роль в этом играет и засилие гаджетов, когда можно писать короткие сообщения вместо развернутых ответов и обсуждений. 

Поэтому я стараюсь активно внедрять коммуникативные методы в обучение биологии.

Такие методы и приемы помогают ученикам:

  • развивают навыки говорения
  • активизируют мышление
  • повышаю учебную мотивацию
  • развивают навык выступать публично
  • способствуют взаимодействию участников в процессе общения

Методы и приемы для развития коммуникативных навыков

Коммуникативные методы хорошо подходят для групповой работы (можно использовать и в мини-группах по 4 человека). Но я даже умудряюсь их использовать в индивидуальном обучении: просто тогда я выступаю «вторым учеником», получается мы с учеником учимся вместе, а не я его учу. Итак, рассмотрим некоторые интересные методы и приемы развития навыков общения.

» Метод «Дебаты»

дебатыЭтот метод кроме развития коммуникативных навыков также способствует развитию критического мышления, так как выслушивая точку зрения оппонентов, ученик приобретает способность анализировать факты и принимать мнение другого человека.

Чтобы организовать дебаты, подготовьте такой вопрос, на который можно дать два ответа — да или нет. Дайте время ученикам обдумать вопрос и обсудить его в парах (тройках). Каждый принимает какую-то сторону. Каждый ученик может высказаться и привести дополнительные аргументы в поддержку своей команды. После 10-15-минутных дебатов подведите итог, анализируя высказанные идеи и аргументы. Возможно, участники команд захотят поменяться ролями или перейти в другую команду  в ходе обсуждения.

Пример из моего урока:

1. ГМО: за и против

2. Использование атомной энергии: за и против

3. Клонирование: безопасность, этичность, необходимость?

» Метод «Ролевая игра»

Чтобы провести ролевую игру, необходимо, чтобы каждый ее участник четко знал свою роль, содержание, цель игры.

Цель ролевой игры — определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт путем игры. Такие игры используют и для выработки конкретных навыков. Во время ролевой игры между участниками распределяются роли с обязательным содержанием в соответствии с проблемной ситуации. Чтобы рассмотреть эту проблему с разных позиций, предложите ученикам объединиться в группы. Каждая группа получает задание рассмотреть ситуацию с точки зрения выбранной роли, сформулировать и озвучить свою позицию по данной проблеме.

Ролевая игра стимулирует проявление самостоятельности учащихся, их творческие возможности. Она имитирует реальность путем «проживания ситуации в роли», которая ученику досталась, и предоставляет возможность действовать «как на самом деле». Ученик может вести и разыгрывать свою роль, моделируя реальное поведение.

Успех ролевой игры зависит от эффективности ее структуры, поэтому четко продумывайте каждый этап игры.

Пример из моего урока:
Тема «Генетические эксперименты». Раздаю роли: генетик, фермер, фармацевт, врач. Для низкого уровня нужно раздавать роли со словами или прописанной позицией, а для высокого — пусть сами ученики пропишут свою роль. Обсуждаем  позицию каждого.

» Прием «Мозговой штурм»

Очень полезный прием, когда нужно за короткое время придумать много идей или вспомнить много аспектов. Предложите ученикам вопрос/проблему/идею. Пусть они в течение 5 минут предложат как можно больше идей и варианты решения вопроса. При этом можно поделить учеников на команды, а потом оценивать уникальные идеи.

Пример из моего урока:
Придумайте как можно больше идей использования растений (водорослей, моллюсков, рыб, птиц) в посведневной жизни и производстве

» Прием «Ток-шоу»/«Интервью»

interviewОдин из самых необходимых навыков для любого человека – навык выступать на публике. Привлекайте учащихся к деятельности по приобретению умений публично выступать.

Одним из таких приемов является Ток-шоу. Подготовьте вопросы, раздайте их ученикам. Для приема «Интервью» можно объединить учеников в пары один будет корреспондентом, другой — респондентом. Корреспондент сам составляет три вопроса по теме урока, а респондент отвечает на них. Потом при желании можно поменяться ролями.

Кроме необходимости быстро ориентироваться в вопросах и находить на них ответы, ученик также приобретет умения вести диалог.

Пример из моего урока:

1. Напиши 5 вопросов, которые ты задашь при встрече Д.И. Менделееву/И.П. Павлову/Аристотелю.

2. Представь, что ты Чарльз Дарвин/Амедео Авогадро/Грегор Мендель. Я задам тебе 3 вопроса, а ты ответь на них от первого лица.

» Прием «Дискуссия»

Дискуссия осень похожа на дебаты, но менее выражен акцент на четкости позиций «да/нет», тут скорее цель прийти к какому-то мнению в ходе дискуссии. Результат дискуссии зависит от того, удалось ли участникам прийти к единому мнению по вопросу, или по-другому насколько аргументы участников убедили остальных.

Постройте дискуссию направленно. Объявите тему дискуссии, затем предложите высказать мнение каждому ученику. Каждый может задать вопрос любому (вопрос задается в сжатой, лаконичной форме).

Пример из моего урока:
Задаю ученикам вопрос: «Представьте, что было бы, если бы на планете Земля исчезли все насекомые. Что изменилось бы? Какие последствия это повлекло за собой?»

Знаете еще коммуникативные методы? Напишите в комментариях, как вы их применяете на своих уроках.

Оцените материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *