Тесты — преимущества и недостатки

О тестовых заданиях в последние несколько лет говорят много и часто, в основном об их недостатках в связи с введением ЕГЭ — экзамена в формате тестов. Но в этом году (2017) министерство образования решило, что тесты с одним вариантом ответа не показательны для проверки глубоких знаний по предметам естественного цикла (биология, химия, физика). В связи с этим мои ученики в панике — как же теперь сдавать ЕГЭ, если вопросы и форма заданий усложнились? Угадать теперь не получится?

Угадать и до этого было сложно. Вероятность угадать 1 вопрос = 0,25, а хотя бы 10 вопросов — 10 в -7 степени. То есть без знаний практически невозможно написать («угадать») ЕГЭ на какой-нибудь приличный балл.

Так что же плохого или хорошего в тестовой форме заданий? Так ли они не эффективны и не показательны? Давайте вместе рассмотрим, все плюсы и минусы тестовых заданий, как их применить с умом и выжать максимум пользы.

Почему я использую тесты

В своей практике я сталкиваюсь с тем, что ученики за короткое время (обычно за полгода интенсивных занятий, реже — год) вынуждены изучать (порой с нуля) огромный пласт теоретической информации и осваивать ряд необходимых навыков по решению задач, уравнений и применять знания на практике. Думаю, у большинства репетиторов так, особенно у тех, кто готовит к экзаменам.

Я неоднократно слышала вопрос родителей: «А вы тестами обучаете или как?». Откуда они взяли такую формулировку, боюсь даже догадываться! Хочу пояснить для вас, как сознательных и грамотных педагогов: тесты — это форма контроля знаний, инструмент оценивания результатов обучения, а не метод обучения или пед.прием для донесения новой информации.Галина Енютина

Типичный случай: приходит к вам ученик в феврале-марте и просит чуть-чуть подтянуть по предмету к ЕГЭ. Беретесь вы, даже провели пробное тестирование, и даже цену приличную запросили… А тут выясняется, что ребенок-то и дроби решать не умеет, и считать в столбик, кислоту от щелочи не отличает, и задачу по готовой формуле решить не в состоянии. Что и говорить о пропорциях и генетических задачах! (Случаи из реальной практики!). И тут начинается такое! Вы впопыхах стараетесь втиснуть с нуля 5-6 лет школьной программы в 3-4 месяца интенсива. (Ну взялись же!) Знакомо? Вот и у меня случались такие ученики! Теперь я старательно подхожу к выбору ученика.

О моей системе пробного/первого занятия читайте в статье Как провести первое занятие с учеником.

Что же делать? На помощь приходят тестовые формы заданий, в которых сочетается скорость проверки, максимальный охват большого количества информации, а также возможность автоматизировать процесс. Но! Тесты — это только лишь элемент проверки знаний, а обучать приходится по таблицам, опорным конспектам и интеллект-картам и наглядным пособиям, которые я разрабатываю самостоятельно.

Зачем это все репетитору? — Слушайте подкаст Важность метод.материалов для репетитора

В связи с этим я вижу множество преимуществ в применении тестовых заданий для проверки знаний учеников в режиме экономии времени.

Преимущества тестов

  • Высокая скорость и универсальность

Можно за короткое время проверить знания большого объема материала, а при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ это особенно актуально. Предметы школьного цикла включают материал за 5-6 лет обучения и порой не пересекающихся областей знаний (например, ботаника и зоология не имеют практически точек соприкосновения и требуют тщательной проработки), а благодаря тестам есть возможность сделать задания по отдельной теме или по всему огромному блоку, разместить их в хронологическом порядке или в разброс, ранжировать по уровню сложности или выбрать только один уровень, выбрать задания с одним ответом или с несколькими.

  • Объективность и точность

Тестовая форма проверки позволяет убрать человеческий фактор (субъективное или предвзятое мнение учителя, личное отношение, плохое самочувствие), а разработанная шкала оценивания и четкие критерии ответов и оценок дают точный результат и позволяют сделать результат тестирования прозрачным для всех участников учебного процесса (даже если тест проверит сам ученик, его товарищ или другой учитель).

Помню, в 5-м классе учительница по истории задала мне составить конспект по параграфу. Как помню, тема была о древних поселениях славян. Составив подробнейший и аккуратно оформленный конспект на 4-5 листов (а конспекты я оформлять умею и люблю!) и усвоив тему, я с гордостью сдала работу в срок. Каково было мое разочарование и удивление, когда в тетради я обнаружила отметку 4 с минусом и комментарий «Зачем так много!». Вот что значит, отсутствие четких критериев результата работы. Историю я невзлюбила с тех пор навечно, да простят меня коллеги-историки! Галина Енютина
  • Автоматизация

Проверить тест может и машина, и не специалист, что очень мне помогло в работе с группами и в дистанционном обучении, где вы можете использовать онлайн тестирование или спец.программы.

Я использую онлайн тестирование для своих учеников, создавая тест на основе плагина для Word Press и размещая их прямо на своем блоге, пока отдельного обучающего сайта у меня нет. До этого было много попыток сделать базу тестов на основе различных платформ и программ тестирования, но по многим причинам эта работа не оправдала себя.

  • Справедливость

Все ученики в равных условиях, поэтому даже слабый ученик может хорошо подготовиться и написать тест на довольно приличный балл. Но такой метод оценивания результатов обучения не подходит для детей с особенностями развития и не оправдывает себя в работе с сильными учениками.

Правда, если оценивать рыбу, слона и белку по тому, могут ли они залезть на дерево, тоже не совсем правильно использовать метод “всех под одну гребёнку”.Галина Енютина
  • Понятность и ожидаемость

Ученик сам может предугадать результат и подготовится заранее, что делает тесты менее нервным процессом, чем устный экзамен. А главное, сам ученик может просчитать возможное количество баллов и свой результат заранее, а также выполнять те задания, которые принесут ему максимальное количество баллов.

  • Письменная форма

Вы даете ученику распечатанный тест или отправляете в виде файла на e-mail, он его выполняет, вы или программа проверяете, анализируете ошибки и делаете выводы о качестве усвоенных знаний. То есть не нужно взаимодействовать с учителем/учеником в процессе выполнения, что является преимуществом при редких занятиях и особенно в дистанционном обучении.

Далеко не во всех учебных ситуациях целесообразно использовать тесты. Тесты с выбором одного верного ответа не исключают элемент случайного выбора, а 1 из 4 действительно легко угадать. Поэтому не всегда результаты таких заданий дают объективную картину знаний ученика.

Итак, в чем же недостатки тестовых заданий? 

Недостатки тестов

  • Долго и трудозатратно

В основном это касается создания банка тестов. Чтобы реализовать индивидуальный подход в оценивании, используя тесты, вам нужно создать как минимум 2 вида теста по уровню сложности на каждую тему своего предмета.

Считаем
1 тест * 20 вопросов * 2 вида (простой и сложный) * 2 (если у вас 2 предмета, как у меня биология и химия) * 50 тем (у меня примерно так) = итого вам нужно создать 4 000 вопросов + к ним минимум 12 000 вариантов ответов (где-то ).Тест

Но есть очевидный выход: зачем изобретать велосипед, если можно взять его в аренду ;) В интернете можно найти тысячи готовых тестовых заданий по различным темам, а по школьной программе их миллионы. Ваша задача собрать свой банк тестов так, как вы считаете нужным.

  • Выявляет наличие пробелов в знаниях, но не их причину

Можно с помощью теста определить, где и в какой теме есть пробел, но вот определить почему так произошло (не понял, недоучил, ложные знания, нарушена логическая связь, неправильные расчеты) без разбора этих заданий на уроке довольно трудно. Поэтому я стараюсь на каждом занятии разбирать тесты устно вместе с учеником и уже из его уст услышать аргументацию выбранного ответа.

  • Нельзя проверить глубину знаний и творческие уровни понимания и применения

Это актуально для заданий повышенного уровня и в занятиях с сильными учениками. Для них тесты — это больше скучная автоматика, чем применение знаний. Тесты отлично работают с нулевым и низким уровнем знаний, а для творческого и исследовательского подхода не работают.

  • Трудности с повторным применением теста

Если хотите повторно использовать тест по той же теме, надо создавать новый тест или хотя бы переформулировать вопросы, можно обойтись и перестановкой вопросов и ответов (работает для программ тестирования — ответы в случайном порядке).

  • Случайность и угадывание

Чтобы избежать угадывания ответа в тесте, вам необходимо грамотно составлять варианты и исключить заведомо некорректные, шуточные или глупые ответы, а создать равнозначные и подходящие под тему варианты.

Опять же, угадать не так уж просто, если совсем ничего не смыслишь в теме, надо хотя бы набор терминов знать, которые относится к данному вопросу. Я всегда учу детей подходу «сначала исключи лишнее, потом действуй логически», то есть убери заведомо неправильные и неподходящие ответы, а потом выбери из 2-х оставшихся. Согласитесь, выбрать из двух гораздо легче, чем из четырех.

  • Потеря индивидуального подхода

Эта проблема действительно существует, один и тот же разработанный тест вы даете разным ученикам (они могут заниматься даже по разным программам и иметь разный начальный уровень). Но тут мы возвращаемся к первому пункту этого списка — «если хотите реализовать ид.подход — разработайте достаточное количество тестовых заданий и их вариантов для разных групп учеников».

Подводя итог, скажу, что нет ничего плохого в тестовой форме заданий, весь вопрос в том, отвечают ли тесты на главный вопрос: достигли ли вы целей обучения? Если да, используйте их на здоровье, если нет, пересмотрите сначала цели, а потом целесообразоность применения тестовой формы контроля.

А вы используете тесты в своем предмете? Совмещаете ли с другими формами контроля? Поделитесь идеями в комментариях, как использовать преимущества тестов по максимуму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *