TutorCase: перегруз

Презентую вам новую рубрику TutorCase — учебные кейсы, в которой расскажу о самых интересных (порой сложных и необычных) ситуациях с учениками, с которыми столкнулись я и наши преподаватели Учебного центра за годы репетиторской работы. Уверена, вы тоже сталкивались с подобными ситуациями в своей практике, посему давайте делиться впечатлениями. И кроме этого я буду не только «жаловаться» и «хвастаться» вам на всякого рода ситуации, но также буду приводить пример, как решали эти кейсы мы, плюс дам рекомендации как психолог по выходу их таких ситуаций, если они возникнут в дальнейшем у вас. Все статьи будут написаны по сходному плану, поэтому не удивляйтесь, что иногда фразу будут повторяться.

Я запланировала написать о 12 самых интересных ситуациях, по 1 в месяц, таким образом за год напишу целый цикл статей.

Поехали!

Учебная ситуация

Ярослава, Катя выполняют все задания вовремя и правильно, приходят регулярно, не опаздывают. Но возникает «перегруз» знаниями и количеством заданий, знания просто не усваиваются, хотя тесты написаны отлично. Пробное ЗНО показало низкий результат. Как убрать страх?

Суть проблемы

Повышенная тревожность относительно результатов предстоящего очень ответственного экзамена.

Причины такого поведения

  • синдром отличницы (в 80% случаев именно девочки попадают в эту категорию);
  • гиперответственность и повышенная тревога за результат своего труда;
  • повышенное внимание родителей к успеваемости ребенка;
  • установки «хорошие девочки учатся на отлично» и «надо хорошо учиться, иначе … » (тут много страшилок);
  • понимание несоответствия своих возможностей и требуемых результатов.

Что делать?

Такие дети как правило хотят, чтобы от них отстали и оставили их в покое, тогда они чувствуют собственную внутреннюю потребность в обучении. Как только учитель или родитель дают  больше свободы и возможность самим контролировать учебный процесс, все становиться на свои места. Если ребенку нравится то, чем он занимается, он будет это делать без всякого напоминания или пинка извне.

Работаем с учеником в 5 шагов:

  1. Выявляем проблему, формулируем цель работы*
  2. Определяем триггер проблемы (пусковой крючок, который запускает страх)*
  3. Работаем над снижением уровня тревожности
  4. Работаем с внутренней мотивацией
  5. Работаем над уверенностью в себе

(*как выявлять проблему в обучении и триггер я расскажу в отдельной статье)

Ваша задача как педагога — принять все возможные меры:

а) по снижению тревожности

  • давайте задания от простого к сложному, чтобы ребенок соотносил сложность задания и затраченные на него усилия;
  • вовлекайте ученика в деятельность постепенно, не бросайте его на полпути в самостоятельное плавание, постоянно помогайте и будьте рядом;
  • помните, страх уходит, если есть доверительная среда и одобрение, помогайте просто своим присутствием, убедите ребенка, что он в безопасности;
  • проводите срезы знаний отдельно от всех учеников, наедине или лучше совместно с ребенком

б) по повышению внутренней мотивации

  • покажите долгосрочную важность этого знания, навыка, предмета в целом, только не как для неуспевающего или немотивированного ученика, а как для будущего специалиста;
  • проводите эмоциональную рефлексию различными методами, показывайте результат от каждого выполненного задания;
  • задействуйте положительные стороны таких детей — исполнительность, усидчивость, внимательность, покажите ребенку его сильные стороны и задействуйте их в обучении;

в) по повышению уверенности в себе

  • работайте с личностью ребенка в большей степени, чем над самим предметом;
  • создавайте на уроке ситуацию успеха, используйте пирамиду успеха;
  • обязательно работайте с целеполаганием на уроке и прорабатывайте цели всего курса, в начале урока вспоминайте цель занятий (формулировка должна соответствовать грамотной постановке целей), важно, чтобы сам ученик сформулировал ее и говорил это каждый раз сам;
  • самостоятельное составление конспекта под вашим руководством (а не жесткая форма или текст учебника) поможет ученику поверить в свои знания (Знания у него есть, только он в них не верит).

Чего НЕ делать:

  • не загружать учениц дополнительно, это даст только негатив и еще больше запугает их;
  • не произносите фразу «да это же легкое задание, как ты его не решила?» — не сомневайтесь в способностях ученика, не старайтесь поставить его в неловкое положение якобы мотивирующими фразами;
  • не давайте заданий заведомо слишком сложных или нестандартных, которые не встречаются на экзамене, ученики будут ждать подвоха и сомневаться даже в азах предмета;
  • не преуменьшайте важность экзаменов для самого ученика и не запугивайте еще больше будущими сложностями: «да это все мелочи, вот в вузе — там будут настоящие экзамены!»;
  • разговор с родителями о том, что этот экзамен не так уж и важен результата тоже не даст.

Что в итоге?

В результате ученик должен поверить в свои силы и сам попросить увеличить нагрузку, не потому, что ему страшно, а потому что он хочет узнать больше и сдать экзамен лучше.

Как понять, что страх ушел? Ваш ученик:

  • активен на уроке и задает вопросы по теме;
  • перестал жаловаться на все подряд, особенно на загрузку по учебе;
  • спрашивает вашего мнения по тому или иному вопросу;
  • стал чаще улыбаться;
  • стал более уверен в своих силах, понимает свои возможности;
  • рассказывает о планах на будущее.

Что было у нас?

Наши девочки успешно сдали экзамен и обе поступили на бюджетное отделение, одна в медицинский, другая — в технический вуз. Результатами работы все остались довольны: ученики и их родители получили результат обучения, мы получили положительный отзыв от клиентов.

Я как руководитель особенно вдохновилась результатами работы моих репетиторов с этими девочками, так как поняла, что могу не только сама работать со сложными учениками, но и могу передать знания о такой работе своим коллегам. И теперь передаю этот опыт вам.Галина Енютина

Знаете еще способы работы с такими учениками? — Напишите о своем опыте в комментариях. 

И скажите спасибо лайком в соцсетях или поставьте 5  под этой статьей. Спасибо!

Оценить материал УжасноПлохоТак себеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

TutorCase: перегруз: 4 комментария

  • 23.01.2017 в 15:24
    Permalink

    Примерно та же ситуация была с Владом, только усугубялась полным отсутствием знаний и малым периодом обучения (у нас было что-то типа 5 месяцев до экзамена). Делал все то же самое, только сознательно упростил все установкой «итак, вот это самое сложное (40%) мы сознательно не будем изучать, как только ты видишь задачия из этой группы — принципиально не пытаешься их сделать, а угадываешь. А с остальными 60% работаем». Заметил одну фишку — все проходило в «две ямы». Сначала первая яма — нет уверенности, нет знаний. Не бросая ребенка учимся выполнять определенные задания. Ребенок под контролем и в присутствии преподавателя все делает. Потом говорим «итак ты умеешь делать сам, я пошел пить кофе, а у тебя 10 минут, работай». Опять яма, знания уже есть, но уверенности еще нет. Опять проводим так несколько занятий и спустя время появляется уже и уверенность в себе в дополнение к знаниям, и ребенок самостоятельно может делать эту группу заданий.

    Кстати именно здесь со слабыми учениками я выработал очередность «сначала знания, потом уверенность в себе на основе знаний». С подготовленными учениками наверное можно делать наоборот — сначала развиваем уверенность в себе на базе уже имеющихся знаний, а потом добавляем новые знания.

    Ответ
    • 23.01.2017 в 15:51
      Permalink

      Андрей, спасибо за ваш комментарий! О работе со слабыми учениками будут еще статьи из этой рубрики.

      Ответ
  • 28.01.2017 в 20:05
    Permalink

    Для меня хуже всего следующее: после окончания занятия спрашиваешь «Все понятно?Вопросы есть?» Ребенок, конечно же, отвечает , что нет. Я задаю разные наводящие вопросы по теме или тут же проходим несколько тестов и вроде все ОК.
    Но вот следующее занятие. Пишем тест по предыдущей теме( ученик его выполняет самостоятельно). И что я вижу? Отсутствие понимания темы вообще! И так с некоторыми постоянно!
    Стараешься уже принимать разные методики. И как рыба об лёд. Прям руки опускаются!

    Ответ
    • 29.01.2017 в 17:11
      Permalink

      Анна, а ученика случайно не Никита звали?? Был у меня и такой ученик… Да, руки опускаются, но это не значит, что надо их опускать и отказываться от ученика. Надо искать методы. Не переживайте, найдем их вместе!
      Работа с вопросами ученика (и их отсутствием) — серьезная работа. Напишу отдельную статью (уже в разработке) в этой рубрике.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *